Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

И. И. Земцовский. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Художник Виктор Васнецов. Картина «Гусляры»

На данной странице представлена статья «Народная песня» советского музыковеда И. И. Земцовского из «Музыкальной энциклопедии»

Краткая история народной песни

Литература. Библиография

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Народная песня — музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров — непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Краткая история народной песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;

Кулаковский Л., Строение куплетной песни, М. — Л., 1939;

его же, Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962;

Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961;

Штейниц В., Рабочая песня и народная песня, М., 1964;

Bücher К., Arbeit und Rhythmus, Lpz., 1897, 1924 (русский перевод — Работа и ритм, СПБ, 1899, то же, М., 1923);

Upton G. P., The song, its birth, evolution and functions..., Chi., 1915;

Viora W., Das echte Volkslied, Hdlb., 1950, 1962;

A history of song, ed. by D. Stevens, L., 1960;

Maróthy J., Az európai nepdal születése,Bdpst, 1960 (русский перевод — Рождение европейской народной песни [автореферат], в сборнике: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972);

Sydow A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Göttingen, 1962;

Bowra С.М., Primitive song, N. Y., [1963];

Suppan W., Volkslied. Seine Sammlung und Erforschung, Stuttg., 1966;

Neef W., Das Chanson. Eine Monographie, Lpz., 1972.

Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.