Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

Лидия Иванова. СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ В 80-е ГОДЫ

Обложка винилового диска с песнями Аллы Пугачёвой

На данной странице представлена заключительная часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, рассказывающая об особенностях массовой песенной культуры Советского Союза 1980-х годов

Особенности песенной культуры 1980-х годов

Примечания

Пока что время не произвело своего отбора, и еще рано го­ворить о страницах, прочно вписанных в песенную классику 80-ми годами. Какие из песен этого времени окажутся по прошествии многих лет подлинным знаком своей современности? Какие запомнятся и какие забудутся? Это покажет будущее. Что касается настоящего, то оно как никогда раньше изобилует те­чениями, направлениями и стилями, воспринятыми песней из современной массовой культуры. В их поистине калейдоскопи­ческой смене многое оказывается случайным и кратковремен­ным. Впрочем, существуют более или менее устойчивые призна­ки (они связаны не столько с музыкальным началом, сколько с особенностями образного строя), которые позволяют судить о ряде ведущих тенденций этого времени.

Советская песня в 1980-е годы. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 80-х ГОДОВ

Юрий Антонов. Обложка винилового диска

Обложка винилового диска с песнями Юрия Антонова

Прежде всего следует сказать о том общем, что имеет песен­ная культура 80-х годов с предыдущими десятилетиями. Оно отчетливо выражено в песнях духовно-этического порядка — о самосознании человека, о соотнесении внутреннего мира лич­ности с миром окружающим. Наиболее ярко выражена эта линия в лирических песнях «Осенняя элегия» (Саульский — Л. Завальнюк), «Дорога без конца» (С. Баневич — Т. Калинина), юношеской «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов — Ю. Энтин). Рядом с ними — песни о любви, о мудрости приятия жизни и — что приходит в песню только сейчас — об осознании неизбеж­ности утрат. «Любовь и разлука» (Шварц — Окуджава), «Ищу тебя» (Зацепин — Дербенев), «Последняя поэма» (Рыбников на стихи Р. Тагора в переводе А. Адалис), «А на прощанье я ска­жу...» (Петров — Ахмадулина), — все они, пришедшие с кино­экрана, являются лучшими образцами лирики 80-х годов.

Получила продолжение начатая еще в конце 50-х и в 60-х годах лирическая тема «малой родины» — родных мест, из кото­рых берут свои истоки человеческие судьбы. К ним принадле­жит ряд песен композитора и исполнителя Ю. Антонова (наи­большую популярность получила «Под крышей дома твоего» — стихи Пляцковского). Характерны своим ностальгическим тоном песни, которые можно причислить к современной, привлекающей изысканностью интерпретации городского романса, такие, как «Тверской бульвар» (Т. Ефимов — М. Любезнов), «Чистые пруды» (Тухманов — Л. Фадеев), «Вальс-бостон» (музыка и сти­хи А. Розенбаума).

Преемственность гражданственной лирики 80-х годов по от­ношению к предыдущим двум десятилетиям выразилась в пес­нях-воспоминаниях о войне. Теперь, спустя вот уже сорок лет, они поют о тех, кто остался навечно молодым — о невернувшихся с полей сражений. Таковы «Письмо из сорок пятого» (Лученок — М. Ясень), «Если б не было войны» (Минков — Шаферан), «Довоенный вальс» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе) и др. В стиле ретро звучит воспоминание о послевоенной поре «Танго для всех» (Журбин — В. Шленский).

Трудно не заметить фактического отсутствия в 80-е годы по-настоящему ярких и запоминающихся песен, посвященных об­щегражданским темам. Избыток патетики высокопарных лозун­гов в песнях, призванных отождествить собою идеалы патрио­тизма, гражданственные убеждения, в конце концов вызвали острое отчуждение слушательских кругов. Парадно-торжест­венный тон потерял доверие общества, получившего право открыто говорить о накопившихся в нем противоречиях. К тому же традиционные средства воплощения тем большого обще­ственного звучания откровенно исчерпали себя.

Наиболее активной в смысле обращения к социально-об­щественным проблемам оказалась рок-музыка. В творчестве ее представителей слышится искреннее стремление сказать правду о себе и своем времени. Образная сфера рок-текстов призвана подтвердить настойчиво отстаиваемое молодыми людьми право на самостоятельность суждений. Ими ставятся под сомнение го­товые рецепты удобного существования, высказывается протест против приспособленчества, спекуляции лозунгом и прописны­ми истинами. Отсюда — особенности обликов и стиля высказы­вания, избранных разными группами. Поэтические тексты, ис­пользуемые в рок-музыке, далеко не всегда соответствуют в ху­дожественном отношении глубине поднимаемых социальных проблем. Тем не менее образная сфера отечественного рока зна­чительно расширила диапазон привлекаемых в песню коллизий.

«Артист и публика» — новая и успевшая широко распро­страниться тема эстрадной песенной лирики. Начало ее, восхо­дящее к середине 70-х годов, было положено исполнительским творчеством певицы А. Пугачевой. Многим запомнилась ее блистательная интерпретация песни болгарского композитора Э. Димитрова «Арлекино». В последующие годы специально для Пугачевой композитор Р. Паулс пишет песни «Маэстро» (стихи Резника), «На бис» (стихи А. Вознесенского). С тех пор тема исповеди артиста перед публикой красной нитью проходит через творчество этой певицы. Привлекает она также и многих других авторов и певцов.

В русле психологизации песенного образа еще одна распро­страненная в 80-е годы тема — зеркальное отражение. Человек, вглядывающийся в себя со стороны, существует во многих пес­нях, различных по настроению и жанровому решению. Как, на­пример, в песне «Гляжусь в тебя как в зеркало» Антонова, в ост­роироничной «Комнате смеха» (Т. Ефимов — Д. Усманов) или элегической «Песенке без конца» (Колмановский — Шаферан).

Наблюдается еще одна новая тенденция. Привлечение в песню литературных героев, знаменитых имен или имен нарица­тельных. Здесь проглядывает стремление авторов выйти за пре­делы будничного — к эксцентричности, карнавальности, причудливому. Так, песенными персонажами становятся Баба-яга, Али-баба, Шерлок Холмс и Чарли Чаплин, Синдбад-мореход, Ариадна, Мастер и Маргарита и т. д. Делается это по-разному. В одних случаях с достаточной долей художественного вкуса и меры. Порою — лишь в угоду моде.

В 80-е годы значительно выросло число музыкантов, объ­единивших функции автора музыки (часто и слов) и певца-исполнителя. К ним относятся И. Николаев, В. Кузьмин, И. Муромов, А. Барыкин, В. Малежик, Ю. Лоза.22

На протяжении всего десятилетия неизменной популярностью пользуется имя Р. Паулса. Разносторонний музыкант, автор сочинений в самых различных музыкальных жанрах — мюзикл, хоровая музыка, эстрадно-инструментальная музыка, джазовые пьесы — Паулс является признанным мастером шлягерной песни («На бис», «Маэстро», «Наш город», «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Еще не вечер», «Вернисаж» и мн. др.). Среди самых популярных песен 80-х годов назовем «Айсберг» (И. Николаев — Л. Козлова), «Ла­ванда» (В. Матецкий — М. Шабров), «Букет» (А. Барыкин — Н. Рубцов), «Яблоки на снегу» (Муромов — А. Дементьев).

Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет». Точнее не выразить. По-разному складываются песенные судь­бы. Принято говорить, что их вершит само Время. Что ж! Вре­мя — это жизнь и люди. Песни живут среди людей. Приходят к нам из нашей жизни. Из наших надежд, тревог, мечтаний. Это мы передаем их новым поколениям, а они рассказывают о нас. Какими были, какими хотим быть, какие есть. Меняются вре­мена, сменяют друг друга песни. Лучшие из них обретают дол­гую и счастливую судьбу.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Советская песня. ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пахмутова А. Доклад на пленуме Правления Союза композиторов СССР, посвященном советской песне // Песня и время. М., 1976. С. 13—14.

2 Асафьев Б. Народные истоки в музыке // Асафьев Б. О хоровом искусст­ве. Л., 1980. С. 137.

3 См. об этом: Бирюков Ю. По военной дороге. М., 1988. С. 49.

4 Любопытный факт — контуры припева «Красной Армии» много лет спустя ожили в лирической эстрадной песне французского композитора Ж. Косма «Опавшие листья»

5 Сохор А. Русская советская песня. Л., 1959. С. 99.

6 Документальный звуковой фильм «Встречный», для которого писал му­зыку молодой композитор, вышел на экраны 7 ноября 1932 года — к пятнадца­той годовщине Октября. Развернутый анализ «Песни о встречном» см. в кн. : Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М. , 1960. С. 22 —27.

7 См. об этом в кн.: Зак В. О мелодике массовой песни. М., 1979. С. 302.

8 Можно вспомнить песни «Над полями да над чистыми», «Славное мо­ре — священный Байкал», «Не слышно шуму городского».

9 Редкий гимн существовал без обязательных хвалебных строчек, славящих Ленина и Сталина. Выражением песенного официоза служат также многочис­ленные гимны, посвященные сталинскому окружению.

10 Создан в 1928 году. Тогда он назывался 1-й Ансамбль красноармейской песни. С 1946 года руководил ансамблем сын А. Александрова — Б. Алексан­дров (ум. в 1994 году).

11 Организован в 1910 году выдающимся русским музыкальным этногра­фом М. Пятницким. После смерти основателя хор возглавил П. Казьмин. С 1927 по 1964 год Казьмин является бессменным руководителем этого коллекти­ва (1931—1956 — совместно с В. Захаровым). Позже хором руководит В. Лева­шов (ум. в 1994 году)

12 В эти же годы «Катюша» получает широкую известность за рубежом. Итальянские партизаны сделали ее своим гимном.

13 Многие из песен-славлений, отмеченные печатью казенной торжествен­ности, напыщенные и помпезные, существовали лишь благодаря усилиям офи­циальной пропаганды, укоренявшей их в качестве обязательных для радиопере­дач, концертных программ и песенных сборников

14 В XIX веке студенческие песни составляли обширную область фольк­лорного творчества городской демократической среды

15 В эти годы поставлен ряд кинофильмов, повествующих о студентах: «В добрый час», «Улица полна неожиданностей», «Весна в Москве» и др.

16 Термин «песня-манифест» принадлежит ленинградскому музыковеду В. Бялику.

17 Родоначальником современных бардов является писатель М. Анчаров, чьи первые гитарные песни возникли еще в довоенное время.

18 Можно вспомнить, что в 60-е и 70-е годы появилось немало кинофиль­мов, повествующих о революции и гражданской войне в ключе героической романтики: «В огне брода нет», «Белое солнце пустыни», «Служили два това­рища», «Гори, гори, моя звезда», «Достояние республики» и др.

19 Вспомним пьесу В. Розова „Традиционный сбор”, повествующую об од­ной из таких встреч.

20 Секвентная последовательность нисходящих фраз секстового диапазона весьма часто встречается в русской романсовой лирике.

21 Цит. по: Сидоровский Л. Этот день мы приближали, как могли // Аврора. 1978. №5.

22 Во второй половине 70-х годов известность в качестве эстрадных авто­ров-исполнителей обрели Е. Мартынов, Антонов, Мигуля; собственные песни нередко исполняет Пугачева.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.