Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

А. Пахмутова, Л. Ошанин. ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 4 / 4

  Am Dm Am   Dm6 E7 Am
За- бота у нас про- ста- я, За- бота наша та- кая —
E7 Am F C   Dm7 G7 C
Жи- ла бы страна род- на- я, И нету дру- гих за- бот!
E7 Am G F   G7 C  
И снег, и ве- тер, И звёзд ночной по- лёт…  
C7 F Gm6 A7   Dm    
Ме- ня мо-   ё сердце    
Dm6 Am Dm E7 Am      
В тре- вожную даль зо- вёт.      

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

Am Dm Dm6 E7 F C Dm7 G7
C7 Gm6 A7          
         
Условные обозначения
Показать

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере.

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. ТЕКСТ

Лев Ошанин. Книга «Песня о тревожной молодости»

Забота у нас простая,
Забота наша такая —
Жила бы страна родная,
И нету других забот!

ПРИПЕВ:
И снег, иветер,
И звёзд ночной полёт…
Меня моёсердце
В тревожную даль зовёт.

Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрёт.

ПРИПЕВ

Пока я ходить умею,
Пока я глядеть умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд.

ПРИПЕВ

И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты отважна,
Сквозь бури она пройдёт.

ПРИПЕВ

Не думай, что все пропели,
Что бури все отгремели,
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдёт!

ПРИПЕВ

1958

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. АВТОРЫ

Советский композитор Александра Пахмутова

Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Свои первые мелодии написала в три с половиной года, а в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936-м поступила в городскую музыкальную школу. С 1942 по 1943 находилась в эвакуации в Караганде, где продолжила учёбу в местной музыкальной школе. В 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу г. Москвы. 1953-м с отличием окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, а в 1956-м — аспирантуру. Пахмутова завоевала особую известность как автор песен. К значительным творческим достижениям Пахмутовой принадлежат песенные циклы «Таёжные звёзды» (1962—63), а также «Созвездие Гагарина» (1970—71). Всенародную популярность завоевали «Песня о тревожной молодости» (1958), «Геологи» (1959), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968), «Хорошие девчата» (1962), «Старый клён» (1962), «Орлята учатся летать» (1965), «Герои спорта» (1972), «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Белоруссия» (1975). Из произведений других жанров выделяется концерт для оркестра (1972) и созданный на его основе балет «Озарённость», а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инструментальные пьесы). Александра Пахмутова — обладатель множества советских и российских наград. В настоящее время проживает в Москве с мужем Н. Добронравовым.

Советский поет Лев Ошанин

Советский поэт Лев Иванович Ошанин (1912—1996)

ЛЕВ ОШАНИН

Лев Иванович Ошанин родился 30 мая (17 мая по старому стилю) 1912 года в Рыбинске. Отец Льва Ивановича был частным поверенным городского суда, мать — музыкальным педагогом. После 1917 г. семья Ошаниных переехала в Ростов, а затем (1922) в Москву. По окончании восьми классов Лев работал токарем на чугунолитейном заводе, экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ, а также на строительстве города Хибиногорстка (1932—1935). С 1930 публиковался в журналах «Рост», «Молодая гвардия», «Огонек». В 1936 — 1939 учился в Литературном институте им. Горького в Москве. Во время войны Ошанин работал в военных газетах, ездил в командировки на фронт, выступал перед солдатами. В 1948-м вышел его первый поэтический сборник — «Всегда в пути», за ним последовали книги «Дети разных народов» (1950), «Стихи о любви» (1957), «Шел я сквозь вьюгу...» (1970), «Островитяне» (1972), «Издалека — долго» (1977), «Пока я дышать умею» (1985), «Баллады» (1987). К песенному жанру Лев Ошанин обратился в конце 30-х гг., однако известность как поэт-песенник он получил в послевоенное время, когда появилась песня «Дороги» (1946, музыка А. Г. Новикова) и особенно «Гимн демократической молодёжи мира» (1947, музыка А. Г. Новикова), завоевавшая 1-ю премию на Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов 1947 г. в Праге. Среди других соавторов Льва Ошанина отметим А. Пахмутову («Песня о тревожной молодости», 1960), М. Фрадкина («Течёт Волга», 1962) и А. Островского (цикл песен «А у нас во дворе», 1960-е гг.) За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» поэт был удостоен Государственной премии СССР (1950). Умер Лев Ошанин 30 декабря 1996 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Герои фильма «По ту сторону» Лиза и Матвеев

Главные герои фильма «По ту сторону»: Лиза (Елена Муратова) и комсомолец Матвеев (Всеволод Сафонов)

Советские композиторы, создавая современные комсомольские песни, не однажды обращались к героическому прошлому нашего народа, к событиям гражданской и Великой Отечествен­ной войн.

Так, например, Александра Николаевна Пахмутова, наш «главный комсомольский композитор», как назвал ее Дмитрий Бори­сович Кабалевский, в 1958 году написала для кинофильма по роману Виктора Кина «По ту сторону» «Песню о тревожной молодости» (на стихи Льва Ошанина). Действие фильма проис­ходит на рубеже двадцатых годов на Дальнем Востоке, который последним в нашей стране был очищен Красной Армией с помощью партизан и местного населения от иностранных интер­вентов и остатков белых банд.

Вот что рассказывает известный поэт Лев Иванович Ошанин о том, как была написана песня:

— Фильм «По ту сторону» давал возможность связать единой романтической нитью все поколения гражданской войны. Мне хотелось написать такие слова, чтобы в них переплелись и доро­ги гражданской войны, и дороги первых пятилеток, и дороги войны Отечественной и чтобы, передавая прошлое, слова песни переносили нас в сегодняшний день, были словами сегодняшних комсомольцев, сегодняшней молодежи. Я написал слова, в кото­рых, как мне казалось, удалось передать замысел. Пахмутовой понравились слова, и она написала на них музыку. Начинаем играть и петь — все мимо, все неинтересно, песни нет. Я уж потом узнал, что у Пахмутовой, как и у Островского, с большим трудом пишется музыка на готовый ритм. У нее складывается всегда какой-то свой ритмический ход. Несколько попыток на­писать музыку на мои стихи оказались неудачными. Потом она говорит:

— Может быть, вот это?

И играет чудесную музыку, по мысли совершенно такую, которая нужна, а по ритму совсем другую, чем мои стихи.

Это отлично, — говорю я.

А у вас слова другие, — говорит она.

Ну что же делать? Я написал заново слова, в которых нет ни приказательных интонаций, ни назойливого повторения про­писных истин. В них — раздумье о Родине и романтический рас­сказ о человеческой судьбе и порывах человеческого сердца:

И снег, и ветер,
И звезд ночной полет.
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.

(«меня» зовет, а не; «тебя».)

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед.

(Не «ты иди», а «я буду идти», а ты — как хочешь).

И вот когда так ставится вопрос, этому «ты» начинает тоже хотеться идти сквозь снег и ветер, думать о Родине и совершать поступки, достойные настоящего человека. Вот в этом ведь, в сущности состоит задача комсомольской песни — открыть человеку возможность подвига».

Композиторский талант другого автора «Песни о тревожной молодости» — Пахмутовой проявился очень рано — трехлетней девочкой она уже импровизировала за фортепиано, а в пять лет сочинила «настоящую» фортепианную пьесу «Петухи поют» и сыграла ее родным. Отец Али, хотя и не музыкант-профессионал, прекрасно играл на фортепиано и был первым учителем своей дочери. Семья жила недалеко от Сталинграда, и девочку вскоре стали возить в городскую музыкальную школу. Успехи ее стали заметны всем, особенно успехи сочинительские... Две­надцати лет она в числе лучших учеников музыкальной школы выступила как композитор на сцене сталинградского театра. Успела выступить... Через два часа концерт прервался. Было двенадцать часов дня 22 июня 1941 года...

В 1943 году Алю за выдающиеся способности зачислили в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, хотя в технике игры на фортепиано она отставала от сверстников. Это было не удивительно — последние полтора года она за отсутствием фортепиано играла на аккордеоне...

В школе, а потом в консерватории Аля занималась у известно­го композитора Виссариона Яковлевича Шебалина, а по окончании консерватории вместе с группой начинающих композиторов посещала молодежную секцию Союза композиторов — занятия там вел Дмитрий Борисович Кабалевский.

Анархист из фильма «По ту сторону» Лиза и Матвеев

Фильм «По ту сторону». Актёр Сергей Филиппов в роли анархиста

Такие превосходные учителя помогли Пахмутовой проявить лучшие черты ее огромного песенного дарования. И хотя у Пахмутовой есть и симфоническая «Русская сюита» и Концерт для трубы, и Концерт для симфонического оркестра, и фортепиан­ные произведения, и музыка к кинофильмам, — вершина ее творчества — песни, детские и молодежные, эстрадные и массовые. В поисках тем для этих песен она со своими соавторами, поэтами Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым, исколесила всю нашу страну. Героями их произведений стали летчики, солдаты и матросы, рабочие, инженеры, машинисты, геологи, строители — коммунисты и комсомольцы. Им посвящены, например, знаменитые песенные циклы «Таежные звезды», «Обнимая небо»...

Для детей Пахмутова написала сюиту «Ленин в сердце у нас», кантаты «Красные следопыты», «Отрядные песни» и множество любимых ребятами песен — «Орлята учатся летать», «Звездопад», «Трус не играет в хоккей» и др.

Есть у Пахмутовой прекрасные песни о Ленине, Родине, России, а первому космонавту Юрию Гагарину композитор посвятила цикл песен «Созвездие Гагарина».

Лирика и мужественность — главные черты стиля Пахмутовой. Они проявились уже в «Песне о тревожной молодости», одной из ее ранних комсомольских песен, за которыми последовали «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть» и др.

В «Песне о тревожной молодости» композитор рисует, по выражению Кабалевского, «своеобразный собирательный портрет нашей молодежи, ее лучших гражданских черт, портрет, написанный в увлекательных, романтических тонах». И поэтому не нуждается в объяснении эпизод, происшедший спустя восемь лет, на XV съезде Ленинского комсомола во Дворце съездов. Пахмутова не успела еще сойти с трибуны после выступления, как весь зал подхватил начатую кем-то песню:

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот...

А родная страна жила и живет полнокровной жизнью, и у нее тоже лишь одна забота — сделать советских людей еще счастливее. И поднимаются новые города, воздвигаются новые ги­ганты индустрии, покоряются человеку великие сибирские реки. И во всех этих битвах за счастливое завтра вместе с коммунистами и комсомольцами участвует главный комсомольский компо­зитор Александра Пахмутова. По путевке ЦК ВЛКСМ вместе со своими друзьями поэтами, исполнителями она побывала на стройках Сибири, создала там много новых песен, и первыми их слушателями и критиками были те, о ком они написаны. Сегодня эти песни широко известны. Среди них «ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», «Марчук играет на гитаре», «Бирюсинка».

Эти песни явились своеобразной летописью великих комсо­мольских строек 60-х годов.

Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980

«ПОКА Я ДЫШАТЬ УМЕЮ, Я БУДУ ИДТИ ВПЕРЁД...»

Герои фильма «По ту сторону» Безайс и Матвеев

Главные герои фильма «По ту сторону»: комсомольцы Безайс (Юрий Пузырёв) и Матвеев (Всеволод Сафонов)

Эта песня пришла к нам под стук колес. Помните кинокадры: мерно погромыхивает на стыках рельсов вагон, и молодой парень очень негромко начинает:

Забота у нас простая,
Забота наша такая...

А второй подхватывает:

...Жила бы страна родная,
И нету других забот...

Друзей звали — Антон Матвеев и Виктор Безайс. Знакомые нам по страницам замечательного романа комсомольского писателя Виктора Кина «По ту сторону», они теперь стали еще и героями одноименного фильма. И вот едут Антон и Виктор, комсомольцы двадцатых годов, на Дальний Восток, в белогвардейский тыл, едут с очень опасным заданием, и в негромкой их песне — раздумья о своей тревожной молодости, о цельности души и верности долгу, об ответственности перед временем:

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед...

Ставшая лейтмотивом фильма, она так и называлась — «Песня о тревожной молодости». С этой мелодии, по сути, узнали мы композитора Александру Пахмутову, а стихи написал Лев Ошанин.

Лев Иванович вспоминает: «Фильм давал возможность связать единой романтической нитью все поколения комсомольцев. В музыке нашей песни слышатся отклики давних лет. Слова мне хотелось написать так, чтобы в них переплелись и дороги гражданской войны, и дороги первых пятилеток, и дороги войны Отечественной, и чтобы, передавая прошлое, слова песни перекидывали нас в сегодняшний день, были словами сегодняшнего комсомола, сегодняшней молодежи...»

И хотя поэт показал молодому композитору вполне хорошие стихи, где было все, что требовалось по замыслу, Пахмутова перекладывать их на музыку вовсе не торопилась. Потому что у нее сложился свой образ песни (сейчас-то мы знаем, что в этом образе главное: необыкновенный лиризм и тоже какой-то совсем особый романтизм). Услышав «новорожденную» мелодию, Ошанин решительно отказался от первоначального поэтического варианта и написал новые строки — и по ритму новые, и по лирическому заряду...

Песню принесли на киностудию, и там ее приняли безоговорочно. Во время записи артисты очень старались, но Пахмутову удовлетворил лишь семнадцатый дубль!

А потом... А потом «Песня о тревожной молодости» пришла с экрана к нам и живет с нами уже долгие годы. Да, кинокартина, признаться, порядком подзабылась, но вот о песне такого не скажешь. Песня — всегда на слуху, всегда на сердце...

Не думай, что все пропели,
Что бури все отгремели,—
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдет...

Что интересно: прилетев с экрана, она однажды снова вернулась в кино. Помните фильм Чухрая «Жили-были старик со старухой...»? Так вот, совсем не случайно любимая песня старика там - «Песня о тревожной молодости». И когда этот цельный, бескомпромиссный человек умирает, на поминках звучит знакомая мелодия... Много других хороших песен сложила потом Александра Пахмутова — и про геологов, и про усталую подлодку, и про звезду рыбака, и про надежду, которая «наш компас земной», и про то, что «дети на свете играют в Гагарина»... Долго мог бы перечислять еще, радуясь и удивляясь ее неуемному таланту, но каждый и так знает эти маленькие шедевры. Лишь подчеркну опять: начиналось-то все с «Песни о тревожной молодости», ее пронзительность, ее нерв ощущаем мы в музыке Пахмутовой снова и снова... Талантом Пахмутовой восхищаются все,— как говорится, «и старые, и малые», но особенно любят ее песни все-таки люди молодые. Не случайно же в числе других почетных званий композитору присвоено имя лауреата премии Ленинского комсомола.

Источник: Лев Сидоровский. Почаще пойте песни Революции. Л., 1987

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

Чтобы посмотреть видео, включите поддержку flash и javascript в браузере.

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «ПО ТУ СТОРОНУ»

Режиссёр: Фёдор Филиппов

В ролях: В. Сафонов, Ю. Пузырёв, Л. Касаткина, Е. Муратова и другие

Александра Пахмутова, Лев Ошанин

Песня о тревожной молодости

1958 г.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.